![]() |

Из глубины веков, настоящей жемчужиной в «Серебряном ожерелье» стариннейших российских городов, сияет Тотьма. Городок раскинулся вдоль реки с названием Сухона, по которой суда ходят только лишь каких-то три месяца в году. Однако, несмотря на такой досадный момент, Тотьму по праву считают родоначальницей русского мореплавания. Тотемское купечество, словно досадуя на неполноценность водной торговли, в свое время, с увлечением осваивало далекие берега иных земель.
Местность прекрасно подойдет для поездки на несколько дней — например, на выходные. Вам понадобится минимальное количество багажа, например, чемодан для ручной клади для вещей или вместительный городской рюкзак с удобными лямками.
Официально считается, что впервые про Тотьму вспомнили в грамоте Святослава Ольговича из Новгорода 1137 года. В ней он высочайшим повелением назначил Тотьме казенный взнос, который уплачивался Нифонту, епископу из Новгорода — в размере сорока куньих мехов для обеспечения деятельности собора святой Софии. В далеком неспокойном прошлом, Тотьма и набеги татарского воинства из Казани отражала, и рать воинскую для брани с поляками; снаряжала. Перед ее глазами предстали и последствия бунтов крестьянства, и самодурства опричников.
Уездным городком, принадлежащим к Вологодской губернии, Тотьму обозначили в 1780 году.
Тотьмичей можно считать первопроходцами среди русичей в соляном промысле. Его распространение датируется XV веком. Соль, в те далекие времена, считалась одним из самых нужных, важных и дорогих продуктов, поскольку была, наверное, единственным средством для консервации.
Способы добычи соли, на тот момент, были весьма и весьма трудоемкими: из очень глубоко залегающих соляных ключей добывался рассол, который потом выпаривали. Первые варницы – производства для выпаривания рассола построили по берегам рек с говорящими именами: Солонуха, Ляпуниха и Ковда. Строителями и солеврами заделались крестьяне из Галицкой и Углицкой деревень, а позднее появилось Усолье Тотемское — новая административная единица в волости.
Добыча соли поначалу принадлежала крупным вологодским монастырям (как и везде на Руси), одним из которых стал Спасо-Прилуцкий, и богатейшим крестьянам-солепромышленникам. Так длилось, до получения Спасо-Сумориным монастырем единоличного преимущества без каких-либо пошлин производить и продавать соль. К тому моменту монахи уже смогли серьезно развить свое соляное производство. Вскоре в Тотьме появились и иные заинтересованные торговцы и промышленники. Множество раз варницы грабились и разорялись в той или иной степени, а около середины XVI их целиком разрушило татарское воинство. В период Смуты варницам крепко досталось и от беглых поляков. Но всегда, солеварный промысел вновь возрождался и расширялся.
Значимость свою тотемские солеварни утратили только в XVIII веке, когда в южных районах России обнаружили два крупных, насыщенных солью, — Эльтон и Баскунчак. Свою лепту внесло и решение Екатерины Великой об изъятии у монастырей земель, лишившее вологодских монахов возможности заниматься солеварением.
Постепенно наметился процесс перехода соляного производства в руки тотемских промышленников и государства. Уменьшилось значение промысла, упали его объемы, и примерно с 1915 года производство соли сориентировалось только на местных потребителей.
Сейчас, как память о солеваренном прошлом, на территории современного Тотемского района осталось несколько напоминаний. В первую очередь, это остаток трубы для подъема рассола, который сохранился около деревни Варницы в русле реки Ковды. Если пройти выше по течению и добраться до деревни Брагинской, то прямо в поле можно обнаружить прены (чрены) – огромнейшие железные сковородки, на которых выпаривали соль.
Сегодня ремесло солевара возрождается уже музейными работниками, поэтому совсем неудивительно, что часть найденных экспонатов хранится в местном краеведческом музее. Да, собственно говоря, в Тотьме найдется, что посмотреть и помимо ее «ремесленного прошлого»: в городе сохранилось пять каменных храмов, широко известны так называемые «Тотемские картуши».